- НАЛОГ С ПРОДАЖ
- (англ. sales tax) – региональный косвенный налог, включаемый в цену товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. При этом в целях налогообложения, согласно Федеральному закону РФ «О налоге с продаж» (1998), к продаже за наличный расчет приравнивается продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карт, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физич. лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги). Плательщики Н. с п. – юридич. лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, их филиалы, представительства и др. обособленные подразделения; иностранные юридич. лица, компании и др. корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств; международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ; а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридич. лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории РФ. Объектом обложения Н. с п. выступает стоимость подакцизных товаров, дорогостоящей мебели, радиотехники, одежды, деликатесных продуктов питания, автомобилей, мехов, ювелирных изделий, видеопродукции и компакт-дисков; услуг туристских фирм, связанных с поездками за пределы РФ (за исключением стран СНГ), услуг по рекламе, услуг трех-, четырех- и пятизвездочных гостиниц, услуг по пассажирским авиаперевозкам в салонах первого и бизнес-классов и пассажирским железнодорожным перевозкам в вагонах классов «люкс» и «СВ», а также др. товаров и услуг не первой необходимости, определяемых решением законодательных (представительных) органов субъектов Федерации. Не является объектом налогообложения по Н. с п. стоимость: хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания; детской одежды и обуви; лекарств, протезно-ортопедических изделий; жилищно-коммунальных услуг, а также услуг по сдаче внаем населению гос. или муницип. жилых помещений, по предоставлению жилья в общежитиях; услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых гос. и муницип. учреждениями и организациями культуры и искусства (театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, клубные учреждения, включая сельские, библиотеки, цирки, лектории, планетарии, парки культуры и отдыха, ботанические сады, зоопарки) при проведении театрально-зрелищных, культурно-просветит. мероприятий (в т.ч. стоимость входных билетов и абонементов); зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу; ценных бумаг; услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми; услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования, принадлежащим муницип. образованию (за исключ. такси), а также услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, ж.-д. и автомобильным транспортом; услуг, предоставляемых кредитными организациями, страховщиками, негосударств. пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, оказываемых в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию, и др. При определении налоговой базы в стоимость товаров (работ, услуг) включают налог на добавленную стоимость и акцизы для подакцизных товаров. Ставка Н. с п. устанавливается в размере до 5% стоимости. Сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета Н. с п. и включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику). Н. с п. устанавливается и вводится в действие законами субъектов Федерации и обязателен к уплате на их территории
Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.